Праздники не кончаются!!! СВЯТКИ начались
Накануне Рождества ночью начинают колядовать. “Коляда” (или “коледа”) — слово загадочное, и по сей день нет ему ни одного надежного объяснения. Дело в том, что в разных областях России народ придавал этому слову самые различные понятия. Так, на севере называют колядою сам рождественский Сочельник, а колядованием — обряд хождения от дома к дому с поздравлениями и песнями. В Новгородской области колядой называют подарки, получаемые при хождении по дворам. На юге называют этим именем самый праздник Рождества и даже все Святки. У белорусов “колядовать” означает — Христа славить. Если же обмолвится этим словом житель Смоленщины, в его устах оно имеет значение “побираться, просить милостыню”. Как бы то ни было, но ходили по дворам — колядовали на Святки — повсеместно, как в селах, так и в городах, включая столицы.
Известно, что в этом обряде принимал участие даже государь Петр Великий, а тех, кто от него уклонялся, приказывал бить плетьми.
Когда-то по селам Московской губернии возили на санях Коляду — девицу, одетую поверх шубы в белую рубаху. И пели: “Уродилась Коляда накануне Рождества…”. Но уже к началу ХХ века такие сложные действа заметно упростились, а потом свелись к минимуму.
В первую святочную ночь колядовала обычно молодежь, и парни и девушки шли веселой гурьбою по улицам, неся перед собою на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечою внутри. Останавливались у тех домов, где горел огонь, заходили и пели колядки — песни, в которых славили хозяина со всем его семейством, за что получали в награду или угощение, или деньги.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как “светел месяц”, хозяюшку — “красным солнцем”, детей их — “чистыми звездами”. Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: “Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое…”
Уродилась коляда
Накануне Рождества,
За горою за крутою,
За рекою за быстрою,
За горою за крутою,
За рекою за быстрою
Стоят леса дремучие,
Во тех лесах огни горят,
Огни горят пылающие,
Вокруг огней люди стоят,
Люди стоят колядуют:
«Ой коляда, коляда,
Ты бываешь, коляда,
Накануне Рождества».
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку,
А дай бог тому,
Хто в эвтом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас господь
И житьем, и бытьем,
И богатством,
И создай вам, господи,
Еще лучше того!
Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда, моляда,
Накануне Рождества.
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и бога не замолишь.
Не подашь лепешки —
Разобьем окошки.
Не подашь пирога —
Уведем корову за рога.
Ходила коляда
По святым вецерам,
Искала коляда
Борисова двора.
Борисов-от двор,
Ен не мал, не велик
— На семидесяти столбах,
На восьмидесяти верстах.
Где хозяин-от сидит,
Красно солнышко пецет;
А где хозяюшка сидит,
Тут свител мисяц пецет;
Малы детушки сидят —
Там цясты звездочки пекут.
Кто дает пирога —
Тому двор живота,
А кто даст рогушек —
Тому целый двор телушек.
Овсень, Овсень
Ходил по всем:
По заулочкам,
По проулочкам.
Кишку, ножку,
Сунь кочережкой —
В верхнее окошко.
Здравствуй, хозяин
С хозяюшкой! «Где хозяин
С хозяюшкой?»
Из избы отвечают:
«Уехали в поле
Пшеничку сеять». —
Дай им бог
Из полна зерна пирог!